Понедельник, 16.06.2025, 18:51
Мой сайт
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Категории раздела
Дом и семья [27]
Культура, искусство, история [34]
Реклама [71]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Культура, искусство, история

Можно ли создать шедевры, прожив двадцать три года? Федор Васильев
Н.В.Гоголь. 

Мне почему-то очень близки и понятны художники 60-70-х годов XIX века. Может потому, что это время расцвета пейзажной живописи, а я очень люблю природу. Искусство этого времени выдвинуло таких выдающихся художников-пейзажистов, как А. Саврасов, И. Шишкин, М. Клодт, В. Поленов, А. Куинджи. Среди них и Федор Васильев.

Автопортрет. 1873


Прочувствованный образ родной природы, в котором выразились могучие светлые душевные силы русского народа – вот главный смысл творчества этих пейзажистов. Красоту эту они донесли до миллионов сердец, обогатив отечественную и мировую культуру. В развитии лирического, поэтического восприятия природы Федору Васильеву принадлежит выдающаяся роль.

Федор Александрович Васильев родился в 1850 г. в семье бедного почтового чиновника, служившего на Петербургском почтамте. Из-за отсутствия средств будущий художник в детстве не получил никакого образования и уже с 12 лет стал работать почтальоном. А по вечерам Федор рисовал. Он торопился в рисунке передать живые впечатления, пейзажи. Не всегда хватало воображения, но он много и усердно перерисовывал, копировал понравившиеся картинки в журналах, которые потихоньку листал на почте.

Рано проявившаяся у сына страсть к искусству заставляет родителей задуматься о его будущем. Они соглашаются, чтобы он сменил работу. Многие отговаривают юношу от пути художника, пути, полного лишений и неизвестности. Но искусство манит Федора, и он поступает подмастерьем к реставратору картин, а в свободное время посещает школу Общества поощрения художников. Работа по реставрации дает юноше необходимые знания материала и техники живописи. Это был ценный опыт, который помогает ему в дальнейшем творчестве.

Лето. Речка в Красном Селе

Общение с художниками помогло Васильеву рано найти свое главное призвание – пейзаж. Решающим было знакомство с Иваном Шишкиным, который увидел в юноше яркие способности и взял на себя руководство его занятиями. Этюды, написанные Васильевым в совместной с Шишкиным поездке на остров Валаам в 1867 г., приносят молодому пейзажисту быстрый успех. Эти первые его самостоятельные работы сразу привлекли внимание широкой публики. В них отразилась поэтическая, мечтательная душа художника, необыкновенно чуткая к восприятию природы.

Большим событием для Васильева оказалась поездка в 1870 г. по Волге с Ильей Репиным. Дружба с Репиным, душевное волнение, которым наполняла художника встреча с волжской красотой, новые мотивы способствовали необычайному взлету живописной поэзии Васильева. День за днем шла кропотливая работа с натуры, делалось множество альбомных зарисовок. В результате появились такие картины, как «Вид на Волге. Барки», «Зимний пейзаж» и «Оттепель». 

Болото

Мне они кажутся музыкальными. Возможно, нужно просто смотреть на картину, но у меня очень часто картины почему-то ассоциируются с какой-нибудь музыкой. В пейзажах Васильева мне слышится мелодия русской песни, раздольной и грустной. Его картины очень похожи на картины Алексея Саврасова. Та же задумчивость далей, торжественная грусть влажного весеннего неба, трогательное внимание к деталям. 

С картиной «Оттепель» Васильев выступил на конкурсе Общества поощрения художников весной 1871 г., выступил в соревновании с самим Саврасовым, представившим на тот же конкурс полотно «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода». И Васильев победил, получив первую премию. Еще прежде конкурса его «Оттепель» была приобретена П. Третьяковым. Поражает тихая красота русской дали. Ее беспредельность, уходящая к темному горизонту, дорога, по которой с трудом пробираются одинокие путники. Столько печали и сердечной боли в этом пейзаже. 

Перед грозой

Жизнь Федора Васильева была нелегкой. Нужда, лишения в детские годы подорвали его здоровье. Зимой 1870 г. после сильной простуды он смертельно заболел. Заботы друзей и почитателей его таланта уже не могли его спасти. Летом 1871 г. безнадежно больной Васильев живет на юге России, а потом в Крыму, где продолжает много, упорно и увлеченно работать, несмотря на болезнь и упадок сил. Он создает по ранее сделанным наброскам проникновенные пейзажи. Иногда это образы-воспоминания о русской природе, от которой он вдали. Одна из лучших картин этого цикла – «Мокрый луг».

Судьба Федора Васильева трагична. Двадцати трех лет, в самом расцвете таланта, он уходит из жизни. Но его творчество продолжает свою бессмертную жизнь. Произведения, сохраняя дух теперь уже далекой эпохи, покоряют безграничной любовью к русской природе, ко всему живому на земле, воспевают самые прекрасные чувства человека, которые тот переживает, глядя на красоту родной земли.























Категория: Культура, искусство, история | Добавил: McLar (07.08.2009)
Просмотров: 409 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
huntcore.ru
Copyright MyCorp © 2025 Сделать бесплатный сайт с uCoz